МОСКВА, 28 февраля 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, какие предметы, изучаемые в школьной программе, кажутся нашим согражданам полезными, а какие — нет.
За последние 10 лет значимость образовательной программы в глазах россиян выросла практически по всем школьным предметам. Как и прежде, самым полезным школьным предметом наши сограждане называют математику (рост с 50% в 2009 г. до 72% в 2019 г.). Вторую строчку в «народном» рейтинге занимает русский язык — 64% (рост с 47% в 2009 г.). Несколько реже наши сограждане называют историю (38%), литературу (37%), физику (33%). Ещё реже россияне считают полезными иностранные языки (23%), химию (18%), географию (14%), информатику (12%), английский язык (11%), физкультуру (11%) и биологию (10%).
Как и 10 лет назад, 7% россиян уверены, что бесполезных школьных предметов нет. При этом 6% относят к таким религиоведение, 5% — музыку, по 4% — рисование и физику. Ещё по 3% респондентов считают ненужным изучение в школе ОБЖ, обществознания, физики и технологии (труда). Реже всего россияне называют бесполезными такие предметы, как второй иностранный язык, алгебра, национальные языки, география, естествознание, информатика, краеведение, литература, культура, немецкий язык, история, черчение, психология (по 1%). Впрочем, 62% наших сограждан затруднились с ответом на этот вопрос.
Данные исследования комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:
«Оценивая востребованность школьных предметов в реальной жизни, россияне сегодня дают школьной программе существенно более высокие оценки, чем десятилетие назад. Вероятно, речь идёт о повышении престижа образования как такового, а также о большем внимании общества к системе образования и особенностям обучения наших детей. Образовательная реформа, несмотря на постоянную острую критику в её адрес, дала значительный эффект, по крайней мере в части начального и среднего образования».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведён 25 февраля 2019 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объёмом 1 600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.